"Живопись и Долголетие"
Меня всегда крайне интересовал вопрос как рождается то, или иное произведение и то, какие изменения привносит оно в нашу с вами жизнь. Давайте ненадолго предположим, что у нас вдруг с вами появилась какая-то мысль и мы решили её воспроизвести на листе бумаги, записать. И в это же мгновение ни из чего, буквально из "пустоты" родилось что-то, мысленный образ обрёл своё материальное воплощение, буквы слились в слова, слова в предложения, а предложения, в свою очередь, в достаточной мере связный текст.
Как рождается образ у Художника? Что накладывает свой отпечаток на формирование и последующее воплощение этого образа? Человек — это что? Своего рода фотоаппарат, магнитофон, видеокамера? Ведь как доказали в своих недавних исследованиях деятели науки, занимающиеся изучением процессов, которые постоянно происходят в головном мозгу человека, наш с вами мозг помнит всё! Буквально всё что он когда-либо видел или слышал, чувствовал, пробовал, ощущал. Практически любой умелый оператор может помочь нам с вами вспомнить буквально до мельчайших деталей, то, что было, к примеру 15 февраля 1984 года в 14 часов 41 минуту, кто с нами в этот момент был, о чем мы разговаривали, что лежало на столе и множество других незначительных подробностей, о которых, казалось бы, мы с вами вообще не должны помнить ни при каких обстоятельствах, но наш мозг помнит! Мало того, всё что мы с вами скажем, или запишем, вся наша с вами предшествующая этому мысль формируется с временным интервалом до двадцати секунд до её материализации в действие! Это просто колоссальный временной отрезок! О чем это нам с вами говорит? Прежде всего о том, что наш мозг частично живёт в будущем, как лыжник протаптывающий лыжню для своих товарищей, идущих следом за ним, только товарищ тут, в данном случае, Один, и это, мы с вами!
Обмен информацией на любых, будь то деловых переговорах, или просто наших с вами беседах, дружеских посиделках колоссален и языковая его часть несёт в себе лишь малую толику этого объема. А если в процессе своего творчества Художник слушает музыку? Запечатлена ли эта музыка на его полотне? Всё мы, ну воцерковленые люди уж точно знают тот факт, что в христианской традиции иконописцы перед написанием значимых икон очень часто постятся, причащаются, стараются очистить себя, прежде всего свою Душу и свой Дух, от мыслей греховных, но вот как дело обстоит у других Художников?
Правильный звук. Вначале было именно слово, и я с этим утверждением согласен полностью! Не секрет что многие мастера создают свои живописные произведения именно слушая музыку, музыка вдохновляет, но я все чаще и чаще ловлю себя на том, что звук изменился, и думаю, что это происходит не только со мной, иначе откуда идёт такая мощная интуитивная тенденция к винтажному звуку? Старым аудио записям, старой аудио технике. Звук - это мощнейший инструмент, позволяющий не только настраивать, подстраивать гармонию организма Человека, но и менять его сознание, корректировать восприятие окружающего мира. Именно звук, точно настроенное гармоническое колебание, способен весьма серьёзным образом влиять на формирование материи. Уже достаточно давно были проведены эксперименты по выращиванию растений из семян в барокамере и результаты были, мягко скажем, весьма и весьма плачевны. Практически все растения вырастали уродцами, они были отрезаны от внешнего мира, отрезаны от общения, от многообразия и величия звуков, которые наполняют наш с вами мир. Это говорит нам о том, насколько важна для гармоничного сосуществования, взросления и совершенствования Человека экосистема, насколько для нас с вами важно каждое дерево и чем старше, чем древнее дерево, тем оно важнее.
Так переносит ли Художник на холст, помимо своих задумок исполненных при помощи технических приёмов, так называемого живописного языка, что-то ещё? Появляется ли на холсте, помимо простых и сложных живописных форм, ещё какая-то информация? Считывает ли эту информацию глаз зрителя? Думаю, что да, да, однозначно. Ведь неспроста некоторые весьма простые на первый взгляд работы вызывают у нас с вами такой восторг и какое-то на весьма тонком, почти не ощущаемом уровне тепло на душе, некоторые становятся нам, в прямом смысле этого слова, прямо-таки друзьями, а некоторые - нашими талисманами. Всё это и ещё многое другое происходит, как мне кажется, по одной, весьма простой причине: Художник написал нам на холсте не только вазу, или кувшин, лицо юной девушки, или зрелого мужчины, вековые сосны, или тысячелетние дубы, абстрактные цветовые пятна и их соотношения, он, прежде всего, записал нам великую Вселенскую Гармонию, которую сам услышал в момент создания этого произведения.
Организм Человека - это, своего рода, воспроизводящее и записывающее информацию устройство, вернее миллионы таких устройств одновременно, каждый наш орган, каждая наша клеточка постоянно слушают и разговаривают, друг с другом, с нами, и с окружающей нас средой. Миллионы терабайт информации передаются по всем существующим каналам одновременно и постоянно. Даже когда мы с вами спим идёт постоянная, ежесекундная подстройка нашего с вами организма, причём на самом то деле расстояние от передающего объекта ровным счётом не имеет никакого значения, вся информация передаётся одновременно и сразу, без каких-либо временных задержек. Мы в состоянии воспринимать весь Мир. Но, если вся эта информация выйдет на осознаваемый нами уровень, представляете какой уровень шума возникнет у нас в голове? Именно поэтому, да, каждый Человек с момента своего зачатия воспринимает целиком и полностью весь наш с вами Мир, но только лишь единицы способны частично слышать на осознанном уровне чуть большее количество "радиостанций".
Вне зависимости "слышим" мы или нет, взаимодействие с окружающей средой всё равно происходит. Наш с вами организм получает информацию о том: тепло, или холодно на улице, солнечно, или идёт дождь, смотрит на нас кто-нибудь в конкретно этот момент, думает ли о нас кто-то и то как именно этот человек о нас с вами думает, как обычно выглядит организм одного с нашим организмом типа по прошествии двадцати, сорока, шестидесяти, восьмидесяти или же ста лет с момента его появления на свет. Он постоянно подстраивается под предлагаемые условия, постоянно адаптируется и одновременно подстраивает окружающую среду непосредственно под себя.
Во работах учёных мужей древности по философии и медицине уделялось весьма большое значение звуку, в том числе и как лекарству от весьма многих заболеваний. Так, например, в одном из китайских трактатов датируемом приблизительно седьмым веком нашей эры по европейскому летоисчислению весьма точно описывались звуки и то, какое воздействие каждый из них оказывает на организм. В современной медицине звук также весьма активно применяется. Прекраснейшим образом, даже самые незначительные, на первый взгляд, звуки чувствуют представители Флоры и Фауны.
Мы с вами строим дома, создаём в них комфортабельные интерьеры, наполняем эти интерьеры произведениями искусства и книгами, создаём приятную для себя среду обитания, но это лишь малая, внешняя часть айсберга под названием формирование среды обитания, многие наши действия в этой связи, на первый взгляд, могут носить совершенно алогичный, совершенно не понятный даже для нас самих характер, но это только на первый взгляд. Человеческий организм основан на шаблонах и на их повторении, и осуществляется это, прежде всего, потому чтобы, в первую очередь, разгрузить наш с вами мозг. Вообще наш с вами мозг очень дорогая и энергозатратная для нашего организма штука, думать - дорого! Ещё дороже - постоянно думать! Причем, дорого в прямом энергоресурсном смысле этого слова, вот он и старается, сбрасывая всё новые и новые возникающие задачи, решать их на уровне простых и понятных шаблонов, сделал первый шаг? Не упал? Тут же родился шаблон шага, потом родился языковой шаблон, шаблон той, или иной реакции на практически любое воздействие/раздражение. Думать - затратно, постоянно думать - разорительно! Вот и живёт Человек исключительно своими шаблонами и стереотипами, своими постоянно накапливающимися наработками. И, кстати, это, надо отдать должное, на определённом этапе развития организма, весьма эффективная форма существования. Вот, к примеру, вы совершили действие, любое, по завершению данного действия явился положительный результат и наш с вами организм тут же полностью запомнил для себя данный алгоритм, создав новый шаблон, и не важно каким было это самое действие: поцеловать любимого человека перед выходом из дома, пожелать кому-нибудь хорошего настроения, или напялить под колючий свитер старую, рваную, но такую любимую футболку, абсолютно не важно! Если вам в этот день крупно повезёт, то, как минимум, то на бессознательном уровне, в ответственные для вас дни, вы будете судорожно искать: кого бы срочно поцеловать, ну или свою старую футболку.
Мысль предопределяет события и как бы мы с вами не хотели, если мысль уже сформирована, то на весьма высокий процент вероятности сформированы и события вокруг вас. Вы входите в комнату с лазоревым интерьером потому что все вокруг вас знают, что именно в этой комнате лазоревый интерьер, и совершенно не важно, будете ли вы в данный момент стоять на против входной двери один, или же в толпе народа, важно то, что, хотя бы ещё один человек на планете по мимо вас знает, что интерьер в этой комнате выполнен в лазоревых тонах. Но не забывайте ещё и о том, что и вещи "умеют помнить". Так что же на самом то деле мы с вами видим? Думаю, что энергию, её формы, которые принимают определённые творцами очертания до определённой степени принятой в обществе на определенной ступени его развития.
Всё что мы с вами воспринимаем может оказывать на нас то, или иное воздействие. А то что мы с вами выбираем из воспринимаемого и формирует нашу с вами реальность, которая для очень многих становится простой повседневностью. Вот почему так немаловажно иметь у себя дома яркую, светлую и гармоничную Живопись.
Музыка живописи во многих случаях сильнее чем просто музыка, любая клетка человека способна не только ощущать вибрацию и прикосновение, но так же и цвет, и если музыкальное произведение можно выключить, да, оно еще какое то время будет звучать у вас в голове, то как выключить, например, небольшую картину которая и весит то у вас на стене уже с десяток лет и замечать то вы ее, как вам кажется, практически не замечаете, но, тем не менее, она продолжает так, или иначе, вносить определённые изменения в поток вашего сознания, и при этом, поверьте, совершенно не важно то, что изображено, в данном случае, на плоскости Образ Богоматери, или же Портрет вашего Отца.
Как научится выбирать живопись? Как научить себя разбираться в ней, не отвлекаясь на внешнее, видеть внутреннее? Привлекать экспертов? Да, но это будет их субъективное мнение, а не ваше, эксперт способен лишь оценить состояние работы и еë подлинность, принадлежность к тому, или другому автору, стилю, направлению, школе, но вот оценить ее "звучание", силу света, прежде всего внутреннего, энергетику произведения... я думаю в мире не много найдется подобных экспертов. А ведь по большому то счету именно эти критерии являются самыми главными в оценке произведения. Так как же нам быть, как поступить? Все просто, учить язык живописи, как ребенок учит родной язык, вслушиваться в окружающих, вслушиваться в себя в свой внутренний камертон, в свои ощущения в свои личные переживания, в свои эмоции наконец! Ведь живопись, как и музыка - буквально соткана из эмоций.
Доверяйте выбор своему сердцу, и чтобы вам ни говорили в автосалоне, как бы ни нахваливали китайский автопром, всегда стойте на своем - Мерседес AMG! И пусть другие управляют "своей мечтой".